Первый профессиональный стандарт для HR – специалистов наконец-то вышел! Теперь наша задача соответствовать тому высокому квалификационному уровню который установлен стандартом!

 

Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом"Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2015 N 39362.

С 2013 года когда начали выходит в России профессиональные стандарты, которые именно специалисты в области управления персоналом пытались «примерить» на сотрудников своей компании. 

Именно HR специалисты задавались вопросами о том: 

•должны ли должности в компании приводиться в соответствие с профессиональными стандартами?

•как понять какой профессиональный стандарт распространяется на определенные категории работников?

•надо ли проверять работников на то, соответствуют ли их опыт и образование требованиям, прописанным в соответствующем профессиональном стандарте?

•что делать с теми работниками которые не соответствуют требованиям стандарта? 

•надо ли менять процедуру аттестации?

•надо ли перестраивать работу с соискателями и т.д.

В 2014 году стали выходить профессиональные стандарты, которые регламентировали работу административно-управленческого персонала, которые есть в любой компании: специалиста в области охраны труда, бухгалтера и уже даже стали выходить профессиональные стандарты на руководителей организации. 

А судьба профессионального стандарта «Специалист в области управления персонала» складывалась с самого начала очень нелегко. На его разработку ушло 2 года, хотя в Великобритании аналогичный стандарт разрабатывался 6 лет.

 При рассмотрении нашего профессионального стандарта было организовано около 20 общественных слушаний и на каждом слушании поднимались вопросы, однозначные ответы на которые было дать невозможно. Именно в сфере управления персонала есть много вопросов по которым все имеют какие –то свои мнения. Ни у кого не вызывает вопрос, что входит в границу профессионального вида деятельности бухгалтера, а вот что входит и не входит в функции специалиста по управлению персоналом: бурные дебаты были всегда. 

Самыми скандальными в процессе обсуждения стандарта были вопросы: 

•Входит ли работа по оплате труда в обязанности этих специалистов? И отдел труда и заработной платы в службу по управлению персоналом?

•А оформление иностранных граждан является их обязанностью?

•А охрана труда (по которому уже, к счастью, был принят стандарт ранее) входит в сферу управления персоналом?

•А почему не прописаны вопросы формирования корпоративной культуры?

•А какое образование должно быть у таких специалистов?

•А почему кадровое делопроизводство включено в функции специалистов в области управления персоналом?

•А почему употребляется термин «персонал», а не «кадры», не «работник»?

•А PR? A HR-бренд? И т.д.

И при взаимодействии с государственными органами возникали новые и новые вопросы и новые и новые правки. С государственными органами основным камнем преткновения был вопрос входит ли организация работы с иностранными гражданами в этот вид профессиональной деятельности. У нас все слушания стандарт проходил с отдельно выделенной обобщенной трудовой функцией по работе с иностранцами, но уже на стадии принятия Минтруда был все-таки вычеркнут. 

Но тем не менее, конечно, всех практиков интересовал вопрос какие квалификационные требования по образованию и опыту работы будут установлены к специалистам в области управления персоналом? Почему эта тема была все-таки самой «больной»? Потому что именно в сфере управления персоналом подавляющее большинство специалистов не имеют профильного образования. Да и что такое профильное образование для таких специалистов – большой вопрос. 

За эти 2 года разработки профессионального стандарта рабочей группой было проведено огромное количество опросов о том, как называются в организациях должности специалистов в области управления персоналом? Какое они имеют образование? Какие требования к опыту работы предъявляет работодатель? Что является специальным образованием для таких специалистов? 

И именно образование было извечным «камнем преткновения». Какое образование есть у специалистов в области управления персоналом? Как показали опросы – любое. В лучшем случае юридическое или психологическое, но часто и экономическое, педагогическое, филологическое, медицинское и т.д.  А уж с управленческим образованием в сфере управления персоналом можно было встретить специалистов крайне редко и большей частью в рядах управленческого состава: директора по персоналу, руководители отделов, департаментов и т.д.

Еще до октября 2014 года проект нашего стандарта шел с указанным образованием «Менеджмент» в графе: ОКСО. И только после октября был убран из стандарта, путем неимоверных усилий. И это тоже была небольшая победа: взять 7 высокий квалификационный уровень и не указывать специального образования, которое необходимо в качестве базового. 

Кстати о 7 квалификационном уровне для управленцев: это тоже был прорыв. Признать специалистов в области управления персоналом на руководящих должностях фактически топ-менеджерами!  Обратите внимание, что 7 квалификационный уровень устанавливают даже руководителям организаций. Например, в профессиональном стандарте «Бухгалтер» у главного бухгалтера установлен 6 квалификационный уровень, а в нашем профессиональном стандарте не только у директора по персоналу (обобщенная трудовая функция – «Стратегическое управление персоналом организации»), но и у каждого руководителя структурного подразделения (обобщенная трудовая функция – «Операционное управление персоналом и подразделением организации») 7 квалификационный уровень. 

А что значит 7 квалификационный уровень? Это значит, что у нас есть полномочия и ответственность за определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. 

Но, такой высокий квалификационный уровень, конечно, требует и более серьезных знаний и умений. Имея 7 квалификационный уровень специалист занимающий руководящие должности в управлении персоналом должен понимать  методологические основы профессиональной деятельности, создавать новые знания прикладного характера в определенной области, определять источники и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации.  А иметь умения решать  задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, разрабатывать новые методы, технологий. 

Поэтому и требования к образованию на 7 квалификационном уровне  - высшее образование (магистратура, специалитет), и если образование не является специальным в определенной области (которая зависит от выполняемых функций), то необходимо обязательно иметь дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки и повышения квалификаций. И опыт работы – не менее 5 лет в управлении персоналом. Для уровня стратегического управления – не менее 5 лет на руководящих должностях в той же сфере. 

Так и было решено обойти то, что нет у нас профильного образования в той сфере в которой мы работаем, но взять квалификационную «планку» хотелось высокую. Так как повышать статус специалистов в области управления персоналом в этой стране надо точно. Если в советские времени начальник отдела кадров был вторым лицом в компании, то за последние годы этот статус был нами утерян, вперед вышли финансисты, бухгалтера, специалисты по продажам. Поэтому и в процессе обсуждений иногда вставали вопросы о том, почему мы берем такой высокий квалификационный уровень, если наша функция только оформлять кадровые документы. И приходилось убеждать, объяснять, аргументировать, спорить. 

Даже для рядовых специалистов в области управления персоналом (кроме специалистов по кадровому делопроизводству) был взят  6 квалификационный уровень, что также очень высоко. Напомню, что по профессиональному стандарту «Бухгалтер» такой уровень определен для главного бухгалтера. 

Уже даже после того как было пройдено такое рекордное для многих стандартов количество слушаний (около 20) проект стандарта «прошел» в декабре 2014 года Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и был рекомендован Минтруду к принятию. И дальше начались долгие месяцы рассмотрения Минтрудом, который сразу «вычеркнул» функцию по организации работы иностранных граждан, вносил многочисленные правки и вот только 6 октября 2015 года (после 10 месяцев) Минтруд издал приказ №691 об утверждении нашего стандарта. 19 октября 2015 года Минюст РФ зарегистрировал стандарт «Специалист в области управления персоналом». 

В продолжение выполнения задачи повышения статуса HR специалистов в августе 2015 года был создан Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, который наделил соответствующими полномочиями Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Председателем нашего «отраслевого» Совета назначена Вучкович Алла Александровна. 

И теперь Совет будет проводить первую экспертизу всех профессиональных стандартов, которые будут касаться HR-специалистов. Впереди нас ждет еще не менее 5 стандартов в 2016-2017 годах. Уже на регистрации в Минюсте находится стандарт «Специалист по подбору персонала», выходит на слушания стандарт «Специалист по обучению и развитию», в разработке стандарты «Специалист центра оценки персонала», «Специалист в  области оформления трудовых отношений» и другие. 

Где и как работодатели должны использовать профессиональные стандарты указано в Постановлении Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов": «работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления». 

А так как в нашем стандарте установлены квалификационные требования к образованию, профессиональной переподготовке, опыту работы (по отдельным функциям), то к 1 июля 2016 года согласно 122-ФЗ  мы должны с вами соответствовать требованиям нашего нового и первого профессионального стандарта. 

Теперь наша задача соответствовать тому высокому квалификационному уровню который установлен стандартом!

03.11.2015


Тел.: (8412) 45-21-44 факс: (8412) 45-21-43, 45-21-42, 45-21-41 © 2015 ООО "Академия Бизнеса". г.Пенза, ул. Ленина, 6. оф. 210